В марте нынешнего года в Твери прошла научно-практическая конференция, посвященная актуальным проблемам истории и современного развития тверских карел.
Тверская пресса уделила значительное внимание внешним антуражам события - презентациям, банкетам, официальным встречам и речам… Сейчас, когда утихли первые впечатления, пришло время трезво оценить собственно научные результаты форума, собранные в брошюре "История и культура тверских карел: перспективы развития", вышедшей в начале лета в издательстве Тверского госуниверситета под редакцией заместителя губернатора А.Н.Головкина.
Материалы конференции, безусловно, уже востребованы школой и всеми, кто стремится знать историю родного края. В книжечке очень много ценных новых сведений, особенно в докладах тверской и петрозаводской научной интеллигенции - Н.С.Воскресенской, И.Г.Серегиной, Т.В.Кирилловой, многих других. Но в то же время есть и откровенно слабые самодеятельные пересказы уже известной информации - сообщение К.В.Былинкина, например.
Первое, что бросается в глаза и недопустимо для научного издания, - обилие опечаток. Есть в брошюре и два сообщения, заслуживающие не только научного интереса, но и общественного, потому что касаются всех жителей Тверской губернии и представляют своего рода программные манифесты официальных лидеров возрождения карел.
В официальной части А.Н.Головкин, наконец, сформулировал то, для чего все-таки создана культурная автономия карел в Тверской области, - представление интересов карельской диаспоры в органах власти, создание карельских СМИ, школ, вузов, выход на международную арену. Но в недрах администрации зародилась и новая идея - создавать культурные автономии "на уровне сельского округа или поселка". Таким образом, речь идет о скрытом разделение населения, проживающего на общих территориях на две касты. Ведь, когда речь идет об "отдельной организации деятельности граждан карельского происхождения, а также организации защиты их интересов", то встает проблема противопоставления двух народов, проживающих на близких территориях. Почему вы так уверены, что интересы русских, безусловно, защищены сегодня всюду? Не проложит ли уверенность в том, что только мажоритарная система выборов позволит провести своих карельских кандидатов, линию противостояния между карельским и русским народом. Ведь не секрет, что не все приветствуют деятельность по возрождению карел, а из уст некоторых карельских активистов мне не раз приходилось слышать болезненно русофобские высказывания. У многих, пострадавших в 37-ом, или запомнивших школьную обиду от, казалось, злобно брошенного в спину - карел, остались не самые лучшие воспоминания. И это можно понять. Но так же можно понять и тех учителей Лихославльского педучилища, которые, не поддержав карелизации, оказались в застенках НКВД несколько раньше по доносу карельских товарищей. Или тех достойных из русских, чьи права сегодня ущемляются под прикрытием карельских интересов.
Многие положения концепции развития карел, предложенной А.Н.Головкиным, противоречат сами себе. Вот, например, сообщается о двух тысячах учеников карельских школ (т. е. находящихся в местах компактного проживания карел), но не говорится, сколько из них карел. Предполагается, что ребенок, родители которого считают себя карелами, должен идти в будущем в карельские классы, а, следовательно, лишить себя всех культурных и образовательных благ, которые дает ему в нашей стране владение русским языком. Многие родители так и поступают, прекращая общение в быту на карельском языке, стремясь избежать негативных последствий двуязычия.
Некоторое недоумение оставляет и точка зрения А.А.Пилюгина, впервые изложенная им концептуально в докладе "Тверские карелы: диаспора или коренной народ?". Суть его исследований такова: тверские карелы - самостоятельный коренной народ, исконной территорией и прародиной которого является тверская земля. Его изыскания основываются на поверхностной подгонке цифр и фактов тверской истории, не учитывают фундаментальных положений современной этнологии, схематично переносят на историю карел теорию развития этносов Л. Гумилева. Идея Пилюгина заключается в том, что связь финно-угорских племен, живших по одной из версий на европейской территории еще в V-IV тысячелетиях до нашей эры, с современными карелами не прерывалась. И потомки народности весь жили в районе Мологи постоянно, а в конце XVII века блуждающая часть карельского народа лишь вернулась на свои исконные территории. На неизбежно возникающий вопрос о том, каким образом эта точка зрения соотносится с общепринятой версией развития великорусского народа, А.А.Пилюгин ответа не дает.
Сейчас тверские карелы - это и не народ, и не диаспора. После тяжелых потрясений, выпавших на долю карельской народности в ХХ веке, она только поднимается с колен. Путь возрождения - не череда красочных праздников и конференций. Этот путь - мучительная работа над собой, свое самоопределение в ряду других наций и народностей. К кому примкнуть на этом пути - решать карельскому народу, у которого сейчас две альтернативы…
Совет Европы внимательно следит за становлением самостоятельности некогда "малых" народностей Союза ССР. В документах ОБСЕ, которыми преимущественно и руководствуются финские товарищи общества возрождения культуры тверских карел, весь этап советского развития малых народов безапелляционно рассматривается как часть прошлого имперской России.
Попытка начать возрождение своей культуры с отторжения и игнорирования культурного наследия родственного народа может обернуться для карел новыми потрясениями. Нет никакой гарантии, что в будущем новая власть с таким же рвением возьмется за возрождение карельской культуры. Что произойдет тогда? Не окажется история карельского возрождения на этом законченной?
Карельское лобби делает все, чтобы закрепить вводимые новшества законодательно. К сожалению, прежний состав Законодательного Собрания не уделял должного внимания состоянию национальной политики в Тверской области, полностью отдав решение этой проблемы в руки администрации. Но история не считается ни с какими бумажными решениями, превращая в пепел самые, казалось, незыблемые проекты.
На жгучий вопрос карельского возрождения, как мне кажется, нельзя найти единственного ответа. Вероятно, дать его нам может только сама карельская народность, оставаясь частью единого организма российской нации.
© Кузьмин В. Возрождать, а не насаждать // Тверская Жизнь. 1997, 4 апр.
пятница, 4 апреля 1997 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий