Суходолова Н. Поздняя любовь: стихи. Тверь: Русская провинция, 1999, 84 с., 2000 экз., ISBN 5-87266-045-6.
Выход второго стихотворного сборника поэтессы Нины Суходоловой (первый – «Избранное» – появился в 1996 году) свидетельствует о том, что стихийный поэтический всплеск в тверской литературе начала девяностых годов не прошел бесследно. Увлечение поэзией для большинства имен, появившихся в те годы на небосклоне нашей литературы, превратилось в серьезный литературный труд.
В стихах Нины Суходоловой еще много ученической робости, но не небрежности. Это поздняя женская поэзия, мнимая слабость стиха здесь часто оказывается поэтическим воплощением именно женского начала – той непосредственности, окрыленности и открытости, которые присущи ей в моменты любви.
«Поздняя любовь» – стихи в этом сборнике будто бы расчерчены горизонтальными и вертикальными линиями. Вечерний горизонт разрезает нерушимое пространство на черную землю и розовеющее небо заката. Последний луч прокалывает туманный вечер солнечной иглой... Так и позднее чувство, словно раскалывает твою жизнь на две половины: бесцветное прошлое и яркое настоящее. Все это образы поэзии Нины Суходоловой. Ее лирический герой – женщина с бесконечным – а у них иначе и не бывает – внутренним миром: то восторженная Джульетта, то хладнокровная мадам Бовари. В жизни же – то усталая от лекций ленинградская студентка, то умудренная опытом, но благосклонная властительница аудитории в медицинском колледже. В итоге...
Живу на свете половину века,
Не забываю тот же самый путь,
С надеждою хожу в библиотеку,
Что встречу вас еще когда-нибудь.
(Ступеньки)
Но, ах, если бы было все так – и самые грандиозные любовные романы завершались на ступенях библиотек или за глянцевыми обложками сочинений Даниэлы Стил и ее последователей. Лирическая героиня Нины Суходоловой гораздо реальней: она влетает, врывается в скучную действительность из книжного храма, со страниц фантастических любовных историй. Она властвует не только над словами, она правит, коварно манипулирует или просто резвится, например, над своим ни о чем не догадывающемся врачом.
...И часто посещать ваш кабинет
Влечет неодолимое желание,
Признаться честно, в этом нужды нет,
Я на прием хожу, как на свидание.
...Пусть длится бесконечно недуг мой,
Помеченный особой меткой,
Я остаюсь хронически больной,
Неизлечимо в вас влюбленной пациенткой.
(Признание влюбленной пациентки)
Но, может быть, она придумывает себе эту любовь, а в мгновения искренности осознает совсем иное...
Знаю: для печали нет причины,
Убедила я себя давно
В том, что настоящие мужчины
Могут быть во сне или в кино.
(Раньше нужно делать этот шаг)
Наверное, в таком катастрофически разорванном (возвращаемся к особенностям поэтики стихов Нины Суходоловой, отмеченным выше) внутреннем мире нет противоречия, точнее – нет именно катастрофы. Если вдруг опять режет серое пространство странный луч надежды.
Я сегодня не в лучшем наряде,
Наспех сделан и мой макияж,
С повседневной заботой во взгляде,
В голове – бытовой ералаш.
Ты явился не ждан и не гадан...
(Встреча)
А, собственно, чего еще можно ожидать от влюбленной – рано или поздно – женщины? От поэтессы? Много стихов, стихов... Неровной рифмы, сбивчивого ритма, стремительных интонаций, признаний, полуслов... Всего этого достаточно и в сборнике Нины Суходоловой «Поздняя любовь».
© Кузьмин В. Нам любить не поздно [рецензия, Суходолова Н. «Поздняя любовь», Тверь, 1999] // Тверская Жизнь. 2000, 10 марта.