Книга профессора Валерия Редькина, принятого недавно в члены Союза писателей России, "Поэтическое Верхневолжье" стала одной из первых осуществленных позиций тематического плана Областного книжно-журнального издательства в 1998 году. И тут же о ней заговорили, если не сказать, зашумели наши местные поэты и организаторы литературной жизни - собственно, самый предмет этого литературного исследования. Безусловно, это первый после долгого перерыва во "вторичной литературе", как называет критику Солженицын, о тверской современной поэзии.
Сразу скажем - не о всей тверской поэзии, а только о ее части: той, которую можно охарактеризовать как традиционализм или, если хотите понятнее - почвенничество. Что полностью соответствует симпатиям профессора, ищущего православные мотивы всюду - в том числе в поэзии акмеистов, символистов, футуристов. Оговорюсь, что конфессионально я тоже православный, но не всегда признаю за подлинным искусство необходимость прорекать исключительно Божественные истины…
Написана книга в традиционном жанре разросшегося до объема монографии литературно–критического обзора. Отсюда М. Петров, уже рецензировавший книгу, справедливо обнаружил в ней множество повторов, которые, кстати, затрагивают не только синтаксический уровень.
Но сначала о достоинствах книги - это интересно задуманная композиция исследования: ученый идет от анализа творчества корифеев тверской поэзии - А. Гевелинга, М. Суворова, В. Соловьева, далее переходит к описанию достижений среднего поколения - К. Рябенького, В. Львова, Г. Киселевой, А. Кулаковой, Г. Безруковой. Наконец, вероятно, речь идет о молодой поэтической школе, но "молодой" относительно. Здесь и В. Токарев (печатался в основном в 70–80-е), и В. Кокин, и Е. Беренштейн, и М. Батасова… Знатоки поэзии обратят внимание на хаотичность подбора последних имен. Их у автора монографии еще больше.
Вот с этим потоком "стихоплетства" конца 80-х начала 90-х профессору справится не совсем удалось. И это понятно, здесь он выступает первопроходцем, поскольку и опереться не на что - в тверской журналистике первичная критика отмерла как раз на рубеже этих десятилетий. По той же причине здесь выступают явственно и сугубо личные вкусовые пристрастия Валерия Редькина. Критика в адрес Е. Беренштейна, М. Батасовой, В. Разломова, И. Володиной, Н. Суходоловой и других выглядит поверхностно…
Итак книжка, которая начинается твердым пером исследователя, опирающегося на традиции биобиблиографической и отчасти психологической школы русского литературоведения, под конец подвергается какой-то, позвольте мне этот физико-математический термин, энтропии... - объективного впечатления обо всем многообразии тверской поэзии не возникает. Впрочем жанр очерков, а в областном издательстве у Валерия Редькина в конце года выходит еще одна книга - очерк о В. Шишкове, к большой объективности не обязывает.
После долгого молчания тверская критика заговорила, но, к сожалению, пока в одной тональности. Но давайте поаплодируем автору и его издателям. Быть может, последние когда-нибудь соблаговолят дать голос и оркестру.
© Кузьмин В. Критика в одной тональности [рецензия, В. Редькин «Поэтическое Верхневолжье», Тверь, 1998] // Тверская Жизнь. 1998, 17 марта
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий