четверг, 16 марта 2000 г.

По струнам души

СТРУНЫ: сборник стихов. Старица, 1999, 68 с., 1000 экз., ISBN
5-87169-004-1.


В самой глубине души человека, глубине - не доступной подчас и ему самому, а стороннему наблюдателю и вовсе, натянуты струны... Затронуть их нелегко. А если и коснется кто невзначай струн души, то и звук их удается расслышать не всегда - так глубоко сокрыты они. А ежели и расслышишь, то, бывает, ужаснешься звуком, рожденным ими. Душа человека - потемки, и только сам знаешь, какие дороги проходят сквозь эти сумерки, только сам слышишь ее струны. Какое же мужество щедро и звонко сыграть на этих струнах в слякотное пространство современной жизни.

Этот мужественный поступок совершили десятеро смелых - члены тверского клуба инвалидов "Виктория" и их президент Н. Бельтюкова. К сожалению, скромная книжечка, вышедшая уже скоро как год назад осталась почти незамеченной. Но каким событием была она для участников этого отлично сыгранного, вопреки бесконечным неудобствам - внутренним, экономическим, бытовым, струнного ансамбля...

Повод говорить об этих людях, о светлых сторонах человеческой души, проросшей через физическое унижение, есть всегда. Есть он еще и потому, что 18 марта сбудется долгожданная мечта "викторианцев" - из далекой Соминки, куда не без трудностей приходилось добираться им последние несколько лет, их принимает к себе дом культуры "Химволокно". Это и свидетельство признания их деятельности, и знак внимания одновременно.

Что означает отнять у человека способность двигаться, способность видеть?.. Значит - вырвать, отобрать часть сердца, часть души, окружить их бесконечным слоем непробиваемой глухой пустоты, до края которой нет сил дотянуться. И тогда великих сил стоит строительство "своего" мира - красивого, широкого... Такой мир невозможен без поэзии...

Конечно, если рассматривать стихи "викторианцев" как литературный материал, в них можно отыскать множество художественных неточностей, но не беспомощности. Там, где не хватает техники, средств и формы, остается, пробивается сквозь асфальт общественной отвергнутости, большое содержание. И часто уже нам не хватает тонкого слуха, чтобы внять этим странным звукам струн человеческой души. Как это, действительно, странно и непонятно для нас... Люди, порой закрытые, изъятые из общественной жизни, знают и понимают больше, чем мы. Каково это счастье, рожденное в муках и страданиях?..

У тверских "викторианцев" есть и свой гимн, написанный Любовью Образцовой. Простые, но громкие слова о героической повседневности.

...Пытливый ум, высокий дух

И творческих фантазий взлет.

А рядом умный добрый друг.

Тот, кто оценит и поймет.

Вот то, что нам не даст увязнуть

В болотной жалости к себе.

Мы превратим рутину в праздник...

...Но в этой повседневности, хотя на первый взгляд можно и обмануться, нет и ни доли ущербности. Есть уверенность в себе, твердость в осознании жизненной позиции - то, чему может позавидовать и всякий "нормальный" человек.

Бежала бодро, а потом

Вдруг сдали, захромали ноги.

Но то - пустяк! Вы мне умом

Не дайте захромать, о Боги!..

Возвращаясь к музыкальному названию сборника, невозможно не обратить внимания на мелодическую основу образов, которые рождаются в стихах "викторианцев" - они практически все без исключения озвучены... льется звон хрустальной вазы с умирающими цветами, бегут детские руки по клавишам рояля (Ирина Назарова), поет в кустах соловей, бушует вьюга, грохочет гроза (Валентина Назарова)...

...Стекает ночь каплями.

Одна сидишь до зари...

На улице смешными цаплями

Гаснут уже фонари...

(Валентина Назарова)

В этих стихах есть и чуткое ощущение хода времени - "Годы к закату, а чувства острее..." (Валентина Николаева), "Проходит день. На небе гаснет солнце. Я, как обычно, сяду у окна..." (Дмитрий Комар), "Как радостна эта минута - надрывно звонит телефон..." (Галина Легенко), "Как хочется в детство вернуться иногда..." (Жанна Кузнецова), в женской поэзии - непременная любовная тема: через строку, через слово, через звук... И как остро она выражена вот в этих стихах Ирины Полиновой...

Милый мой, любовь твоя - это зеркало,

В котором я вижу себя.

Не любуюсь собой, а только смотрю на себя...

(Зеркало)

Закономерная чувственность, проникновенность поэзии "Струн" удивляет и своей очевидной наглядностью, проникающей в пейзажную лирику.

Осенний лист роняет ива

На гладь речную в сентябре...

И, как волшебные фрегаты,

Скользит опавшая листва

Куда-то в даль, за перекаты,

В страну чудес и волшебства.

(Валентина Михайлюта)

И в каждом слове здесь звучит правда до последнего ее предела - "Ах, зеркало, не говори мне правду!.. // Сама ее отлично знаю всю..." (Марина Жужкова). Степень откровенность авторов "Струн" так велика, что порой может смутить читателей из "другого" мира. Речь идет об откровенности, прежде всего, с самим собой. Мужество, которое воспитали в себе "викторианцы", позволяет им эту великую щедрость - посмотреть в свои глаза, узнать и осознать, чего стою "Я", так изучить, так основательно обжить этот свой мир, чтобы без малой доли боязни и смущения, сыграть нам, сыграть для нас на струнах своей души.

© Кузьмин В. По струнам души [рецензия, «Струны: стихи», Старица, 1999] // Тверская Жизнь. 2000, 16 марта.

Комментариев нет: