суббота, 28 апреля 2001 г.

Треплев не застрелился, его убили...

Акунин Б. Чайка. СПб.: «Издательский Дом «Нева», 2001, 191 с., 20000 экз., ISBN 5-7654-1266-1.
Казалось, что мода на сиквелы (переделки и продолжения литературных текстов) прошла года два назад также быстро, как и появилась. Новый жанр, неизбежно привлекавший внимание публики уже известным литературным брендом, очень скоро поднадоел читающему обывателю где-то между бумом возвращенной литературы и коротким цветением посмодернизма.

Но, увы, – увядающий постмодерн в лице Бориса Акунина, его легкого и удивительно пластичного по способности имитировать те или иные художественные стили пера, непременно должен был отдать дань едва ли не главному изобразительному обычаю эпохи... Без него нашим модернистам обойтись никак не можно. Обычай сей заключен, возможно, в том, что нынешние русские писатели обленились донельзя, а потому их тексты все чаще превращаются в какие-то художественные концлагеря, в которых рабами трудятся Достоевский и Павич, Хемингуэй и Кундера, Эко и Маркес...

В первых рядах этих достойных бурлаков современной русской литературы, конечно, все наши «школьные» классики.

Итак – «Чайка» Бориса Акунина...

Милая декадентская безделка, игрушка: возможно, чуть получше, чем у Константина Треплева получалось. В общем – комедия, только в двух действиях и... семи дублях (!). Персонажи Чехова, конечно, настрадались.

А все почему? Кто главный виновник?

Вовсе не господин Акунин...

А драматург Антон Чехов, давший врачу из оригинальной «Чайки» имя Евгения Дорна. Не улавливаете созвучия... Да-да... Дорн – из рода тех же Фондориных, только другая ветвь...

...Конечно, как все у господина Акунина, «Чайка» его будет иметь успех. Вот пресса пишет, что уже и договоры с провинциальными театрами заключены. Выйдут на подмостки новые Заречные, а то и какая-нибудь Аркадина сорвет аплодисменты.

Только все-таки за Чехова обидно... Стоило ли играть комедию самому господину Акунину: превращать Дорна в активиста «Гринписа», Тригорина в гомосексуалиста, Машу в алкоголичку...

Стоило, конечно, хотя бы ради одного главного повода: взять прежде или после перечитать Антона Чехова – «Чайка», комедия в четырех действиях – и уже в который раз восхититься его талантом.

Поблагодарим Акунину за нашу любовь к Чехову.

Кузьмин В. Треплев не застрелился, его убили [Акунин Б. Чайка. Москва, 2001] //Тверская Жизнь(Новая литературная Тверь), 2001, 28 апр.

Комментариев нет: