К 70-летию художника Леонарда Алехова
Древний русский город Осташков славен многим. В прошлом - кузнецами, кожевниками, часовых дел мастерами, резчиками по дереву и, конечно же, художниками. В "Генеральном соображении по Тверской губернии" за 1783-84 годы в разделе сведения о живописцах и иконописцах сообщается: "в Твери - 11, в Вышнем Волочке - 8, во Ржеве - 2, в Кашине - 1, в Осташкове - 42".
За два столетия многое изменилось на осташковской земле, но все также по числу художников город Осташков - первый среди районных центров тверского края. Традиции старых мастеров, писавших портреты царствующих особ, местных граждан, а именно так называли себя осташи в те далекие времена, не исчезли... Быть может потому, что сама Селигерская земля, с ее первозданной природой, ровными зеркалами озер, отражающими в себе, глядящие на Землю небеса, располагает именно к этому виду искусства - к живописи. И сердца осташковских художников широко распахнуты для окружающего их мира... И потому их полотна так же точны и притягательны для зрителя как зеркало Селигера тихим предзакатным вечером на исходе первой неделе июля.
Летом прошлого года в Осташкове появился выставочный зал. Силами местных художников, при активном участии Александра Зазынова привели в порядок просторный читальный зал бывшей библиотеки. Выставка старейшего осташковского художника Леонарда Алехова и открылась там 6 февраля: она уже третья по счету. А ныне у осташей еще более грандиозные планы - в ближайшие год-два в городе начнет работу муниципальная картинная галерея.
Одновременно с открытием вернисажа старшего из братьев Алеховых прошел его творческий вечер - первый из задуманной серии вечеров-портретов живописцев, составивших славу осташковского края.
Леонард Алехов родился в 1930 году в Осташкове. В шесть лет он взял в руки карандаш - и сразу же поразил и отчасти испугал своих родителей неизвестно откуда взявшимся мастерством соединять неровные линии в осмысленное изображение. Вскоре на бумаге, той, что можно было отыскать тогда в городке, он уже с легкостью набрасывает карандашом все, что видит - осташковские и селигерские пейзажи, портреты друзей, родителей. Наконец, ребенку покупают первые краски - и уже цветные образы рождаются в акварелях.
В 10 лет Леонард Алехов остался без отца, именно он, человек образованный, дал своему первенцу имя великого мастера эпохи Возрождения - и не прогадал... Но тогда на руках матери были двое сыновей, а через год пришла война.
Одиннадцатилетний мальчишка отправился в артель "Красный кустарь", где быстро освоил навыки сапожника, - шил обувь для фронта. Потом в качестве шкипера оказался на одной из барж, ходивших по Селигеру, - несколько раз попадал под бомбежки фашистской авиации.
Война прошла, а в районном Осташкове еще долго было как-то не до художеств. Страна жила трудно - стройками, лесозаготовками, молотьбой. Многие профессии перепробовал и Леонард Алехов. Лишь в конце сороковых появилось время взять в руки карандаш. И снова - удивление друзей и незнакомцев. А заметил талант преподаватель Осташковского механического техникума, музыкант Николай Киселев. Он и убедил Леонарда в 1954 году поехать учиться в Ленинград, в Таврическое художественное училище. ...Позже с некоторым перерывом Алехов закончил Ленинградское художественно-педагогическое графическое училище.
Там у художника Алехова открылся и новый талант - скульптора, резчика по дереву. И тоже, вероятно, не случайно. В прошлые века знаменитые на всю Европу осташковские резчики, едва ли не единственные за всю историю православной Руси, удостоились с великого позволения и по древней традиции права воссоздавать в небольших скромных фигурках образ святого Нила Столобенского.
И на вернисаже Алехова в Осташковском выставочном зале эта стезя его творчества тоже отражена - на примере темы Краснодонского восстания, разработке которой художник отдал несколько десятилетий. Или вот, например, врывающийся из дерева в пространство образ Лизы Чайкиной - женщины и героя. Вообще художник очень чувствителен к женскому началу. Не случайно они, женщины, в последние годы стали главными героями его полотен.
И даже когда он рисует Христа ("Христос, восходящий на Голгофу"), рядом, за спиной спасителя оказывается его мать - Богородица. И, наверное, это полотно расставляет последние акценты в споре критиков о том, что Леонард Алехов злоупотребляет изображением обнаженной женской натуры ("Морская царевна", "Селигерская мелодия", "Купальщицы" и др.). В художественном мире Алехова выстраивается закономерная вертикаль - женщина-подруга, женщина-мать (мама Леонарда Ивановича, Мария Михайловна, - тоже одна из основных персонажей живописи Алехова последних лет), и, наконец, Богородица...
Мы вообще не стали бы говорить о неком "культе обнаженного женского тела", хотя сам художник этого не скрывает, а приводит для своеобразного "оправдания" слова ученика великого Репина и своего учителя Григория Шаха: "...художник является художником, пока он любит женщин. Нет любви - нет художника, а значит, нет творчества". Дело в том, что телесное, "половое", "сексуальное" начало в самой художественной стилистике Алехова отступает на второй план, и лишь едва просвечивает через поэтику первозданной красоты, которую стремится увидеть в женщине художник. Все они на его полотнах немножко "селигерские Евы"...
В последнее десятилетие художник много сил отдает своему детищу - "Художественной школе в Осташкове". На удивление, почти сто лет в Осташкове не было никакой профессиональной педагогической деятельности с одаренными талантом рисовать детьми. А художники рождались... Но не все бесконечно... И даже той великой силе поколений, силе генетической памяти, может прийти конец. Наверное, мастер думал именно об этом, когда в 1990-м году возглавил Осташковскую школу искусств с художественным отделением, которое ныне курирует его ученик Александр Зазынов.
...Леонардо из Осташкова по-прежнему пишет свои величественные картины. Монументальные полотна (последние работы - "Христос, восходящий на Голгофу", "Морская царевна" и др. - поражают еще и своими размерами - 2,5 на 3 метра) создаются в небольшой двухкомнатной квартире на первом этаже панельного дома.
Сейчас художник работает над знаковой для всякого мастера и верующего человека картиной - "Тайная вечеря". Создано множество этюдов... И, наверное, какой-то образ уже родился в сознании художника. Быть может, именно здесь, на осташковской земле, в краю, где так много неба, отражающегося в озерной глади, разлилось по земле, художнику дано увидеть нечто большее и в том образе, который ныне только с небес смотрит на землю.
За два столетия многое изменилось на осташковской земле, но все также по числу художников город Осташков - первый среди районных центров тверского края. Традиции старых мастеров, писавших портреты царствующих особ, местных граждан, а именно так называли себя осташи в те далекие времена, не исчезли... Быть может потому, что сама Селигерская земля, с ее первозданной природой, ровными зеркалами озер, отражающими в себе, глядящие на Землю небеса, располагает именно к этому виду искусства - к живописи. И сердца осташковских художников широко распахнуты для окружающего их мира... И потому их полотна так же точны и притягательны для зрителя как зеркало Селигера тихим предзакатным вечером на исходе первой неделе июля.
Летом прошлого года в Осташкове появился выставочный зал. Силами местных художников, при активном участии Александра Зазынова привели в порядок просторный читальный зал бывшей библиотеки. Выставка старейшего осташковского художника Леонарда Алехова и открылась там 6 февраля: она уже третья по счету. А ныне у осташей еще более грандиозные планы - в ближайшие год-два в городе начнет работу муниципальная картинная галерея.
Одновременно с открытием вернисажа старшего из братьев Алеховых прошел его творческий вечер - первый из задуманной серии вечеров-портретов живописцев, составивших славу осташковского края.
Леонард Алехов родился в 1930 году в Осташкове. В шесть лет он взял в руки карандаш - и сразу же поразил и отчасти испугал своих родителей неизвестно откуда взявшимся мастерством соединять неровные линии в осмысленное изображение. Вскоре на бумаге, той, что можно было отыскать тогда в городке, он уже с легкостью набрасывает карандашом все, что видит - осташковские и селигерские пейзажи, портреты друзей, родителей. Наконец, ребенку покупают первые краски - и уже цветные образы рождаются в акварелях.
В 10 лет Леонард Алехов остался без отца, именно он, человек образованный, дал своему первенцу имя великого мастера эпохи Возрождения - и не прогадал... Но тогда на руках матери были двое сыновей, а через год пришла война.
Одиннадцатилетний мальчишка отправился в артель "Красный кустарь", где быстро освоил навыки сапожника, - шил обувь для фронта. Потом в качестве шкипера оказался на одной из барж, ходивших по Селигеру, - несколько раз попадал под бомбежки фашистской авиации.
Война прошла, а в районном Осташкове еще долго было как-то не до художеств. Страна жила трудно - стройками, лесозаготовками, молотьбой. Многие профессии перепробовал и Леонард Алехов. Лишь в конце сороковых появилось время взять в руки карандаш. И снова - удивление друзей и незнакомцев. А заметил талант преподаватель Осташковского механического техникума, музыкант Николай Киселев. Он и убедил Леонарда в 1954 году поехать учиться в Ленинград, в Таврическое художественное училище. ...Позже с некоторым перерывом Алехов закончил Ленинградское художественно-педагогическое графическое училище.
Там у художника Алехова открылся и новый талант - скульптора, резчика по дереву. И тоже, вероятно, не случайно. В прошлые века знаменитые на всю Европу осташковские резчики, едва ли не единственные за всю историю православной Руси, удостоились с великого позволения и по древней традиции права воссоздавать в небольших скромных фигурках образ святого Нила Столобенского.
И на вернисаже Алехова в Осташковском выставочном зале эта стезя его творчества тоже отражена - на примере темы Краснодонского восстания, разработке которой художник отдал несколько десятилетий. Или вот, например, врывающийся из дерева в пространство образ Лизы Чайкиной - женщины и героя. Вообще художник очень чувствителен к женскому началу. Не случайно они, женщины, в последние годы стали главными героями его полотен.
И даже когда он рисует Христа ("Христос, восходящий на Голгофу"), рядом, за спиной спасителя оказывается его мать - Богородица. И, наверное, это полотно расставляет последние акценты в споре критиков о том, что Леонард Алехов злоупотребляет изображением обнаженной женской натуры ("Морская царевна", "Селигерская мелодия", "Купальщицы" и др.). В художественном мире Алехова выстраивается закономерная вертикаль - женщина-подруга, женщина-мать (мама Леонарда Ивановича, Мария Михайловна, - тоже одна из основных персонажей живописи Алехова последних лет), и, наконец, Богородица...
Мы вообще не стали бы говорить о неком "культе обнаженного женского тела", хотя сам художник этого не скрывает, а приводит для своеобразного "оправдания" слова ученика великого Репина и своего учителя Григория Шаха: "...художник является художником, пока он любит женщин. Нет любви - нет художника, а значит, нет творчества". Дело в том, что телесное, "половое", "сексуальное" начало в самой художественной стилистике Алехова отступает на второй план, и лишь едва просвечивает через поэтику первозданной красоты, которую стремится увидеть в женщине художник. Все они на его полотнах немножко "селигерские Евы"...
В последнее десятилетие художник много сил отдает своему детищу - "Художественной школе в Осташкове". На удивление, почти сто лет в Осташкове не было никакой профессиональной педагогической деятельности с одаренными талантом рисовать детьми. А художники рождались... Но не все бесконечно... И даже той великой силе поколений, силе генетической памяти, может прийти конец. Наверное, мастер думал именно об этом, когда в 1990-м году возглавил Осташковскую школу искусств с художественным отделением, которое ныне курирует его ученик Александр Зазынов.
...Леонардо из Осташкова по-прежнему пишет свои величественные картины. Монументальные полотна (последние работы - "Христос, восходящий на Голгофу", "Морская царевна" и др. - поражают еще и своими размерами - 2,5 на 3 метра) создаются в небольшой двухкомнатной квартире на первом этаже панельного дома.
Сейчас художник работает над знаковой для всякого мастера и верующего человека картиной - "Тайная вечеря". Создано множество этюдов... И, наверное, какой-то образ уже родился в сознании художника. Быть может, именно здесь, на осташковской земле, в краю, где так много неба, отражающегося в озерной глади, разлилось по земле, художнику дано увидеть нечто большее и в том образе, который ныне только с небес смотрит на землю.
© Кузьмин В. Леонардо из Осташкова: к 70-летию художника Л. Алехова // Тверская Жизнь. 2000, 11 февраля.
2 комментария:
Headstones gravestones or memorials for children adults are pets from Headstones.co.uk.
Memorial service from UK Memorial Service one of the largest stone mason companies in the UK that provide gravestones and memorials for all.
Vaccum forming and CAD/CAM, APHWEB provide high specification work, working from drawings and models using modern and traditional methods.
3d scanning from Surfdev, a specialist scanning service performed by a reverse engineering company.
Image Red are a design and marketing agency, a website production company and a software design agency. We have a vast service and product range including banner / billboard advertising, LCD touch screen systems, shop window advert projection using the very latest technology in daylight projectors, brochures, brand development from conception to business stationary design and printing, all forms of point of sale advertising, website design , website build and hosting solutions ranging from small business websites to public sector websites in a diverse range of applications from facial recognition to e-commerce, Promat (Profile Matching System) which is a video identification system used by the police forces widely throughout the country and oversees and Maps (Multiple Album Profiling System) which is a product for doing witness viewing albums to help the police identify possible suspects by showing the witness a number of known felons images. If you require any help with anything in your business relating to marketing your products and services effectively then please ring our friendly sales team on 01282 442460 who are ready to take your call now.
Hire Hummer a national limousine company covering all of the UK
Hire Bentley for a wide range of Bentley cars to hire.
Limo hire London from 1ST Event Limousines one of the largest limo companies in the south of England
Hire Rolls Royce the Rolls Royce hire company
Hire Limousine London and anywhere in the UK
Hire Chauffeur for all chauffeur related services in the UK, chauffeur driven car hire.
Limo sales Chrysler limousines Hummers Lincoln Town cars 1St 4 Limo Sales has everything
Limo hire Northampton and Milton Keynes from White Limos a prestige limousines service.
Wedding car or wedding wedding cars, Hire Wedding Car can provide you with the wedding car for your wedding.
Limo or wedding car Milton Keynes from Champagne Limousines a limo and wedding car hire firm.
Limo hire Milton Keynes the website for all limo inquiries in Milton Keynes.
London chauffeur company for all chauffeur driven cars in the London areas including Heathrow Stansted Gatwick and Biggin Hill
Limo Sheffield Doncaster and Worksop from Stretched to the Extreme a Yorkshire limo hire company.
Отправить комментарий