среда, 2 февраля 2000 г.

Русская провинция: возраст Христа

Русская провинция: в XXI век. Тверь. 2000, № 1/33. 112 с., иллюстр., 1000 экз.,
ISSN 0869-6535

В значительной степени символично, что первый номер литературно-художественного и историко-публицистического журнала "Русская провинция", вышедший накануне двадцать первого века, в 2000-ом году, стал со времени его издания 33-м по счету. ...И с его обложки на нас смотрит "Спас Нерукотворный". Выбор не случайный: авторы последней книжки "Русской провинции" стремятся знать и понимать, кто и что стоит за ними - великие отечественные художники: Пушкин и Достоевский, Чехов и Левитан, Платонов и Солженицын - люди православные, почитающие родину-мать, свой великий язык и веру.

По замыслу редактора "...Провинции" прозаика Михаила Петрова и редколлегии, которая пополнилась новыми именами: самым молодым членом-корреспондентом Академии наук России, платоноведом Натальей Корниенко и критиком, преподавателем ТвГУ Владимиром Кузьминым, он посвящен будущему русской литературы, а значит и современности - авторам, которым еще не исполнилось и 30 лет. Вообще, символических моментов в появлении 33-его номера очень много. Речь, конечно, не о финансовых трудностях (для благого дела тяжело, но все-таки находятся на земле российской истинные благотворители - теперь это благотворительный фонд развития образования "Синергия"), а, например, о том, что уже спустя день после выхода "сигнала" журнала он, этот первый экземпляр, оказался вместе с его редактором на Кавказе, в Моздоке, - там, где, быть может, решается судьба будущего России.

За редким исключением, книжку "Русская провинция: в ХХI век" составили дебюты поэтов, прозаиков, критиков и художников. Их работы, как отмечает Михаил Петров во вступлении, отобраны среди около 200 рукописей, присланных в редакцию журнала после сообщений о намерениях издать номер для "молодых". Впрочем, само понятие "молодой", как оказалось, - совершенно условное, в том смысле, если вкладывать в него нечто умаляющее талант и способности наших современников, как это привыкли, к сожалению, делать некоторые "старые" тверские критики, поисписавшиеся и обуреваемые злой завистью.

...Но обратим свой взгляд за обязывающую ко многому обложку номера. Открывает его премьера учительницы из Зубцова Тамары Артамкиной с повестью "Великий пост". Легкий стиль, свежая тема - где еще "живой" Ельцин "подписывает какой-то документ, Дудаев объявляет в Чечне чрезвычайное положение, и в Ингушетию входят мальчики с автоматами за спиной". ...Это, кстати, еще одно напоминание о символических событиях, сопутствующих появлению 33 книжки журнала, получившего своеобразное "боевое крещение" в Моздоке... На примере повести Артамкиной заметно, как менялся уровень художественного мастерства ее автора. Поначалу композиционно и стилистически рыхлый текст, напоминающий обычную историю из девических дневников, превращается в сильную книгу - о сильном чувстве и сильной любви мужественного человека, нашего современника. Причем, автору это произведение особенно удалось именно в жанровом отношении.

Рассказ калужанина Виктора Боченкова "Не больничным от вас ухожу коридором" - это напряженное психологическое повествование, проявляющее внутреннее состояние наших молодых современников в их отношении к дружбе и к смерти, размышление над тем, откуда вслед за первой болью, сожалением, порывом все бросить и остаться с любимым человеком, приходит равнодушие - как жизнь сосуществует рядом со смертью.

Кстати, проблемно с сочинением Виктора Боченокова перекликается новелла "Музыкант" тверского фантаста Ирины Крупенниковой. Ее роман "Семь стихий мироздания" недавно вышел в издательстве "ЭКСМО-Пресс", но, как нам кажется, в малых формах Крупенникова чувствует себя более уверенно. Хотя в стилистике "Музыканта" с первых строк обнаруживается увлечение автором таким жанром, как fantasy, в целом события, описанные в новелле, приобретают исключительно реалистический смысл.

Подчеркнутый реализм, мы бы даже сказали, "бытовизм" свойственен поэтике Людмилы Макаровой из Москвы - рассказ "Мармазетка". Однако и этот текст становится еще одним подтверждением полного смешения жанров и стилей в так называемой "молодежной" прозе. Тривиальная история об одинокой даме оказывается почти сказкой о ее симпатичной четвероногой спутнице.

В рубрике "Живописная Россия" среди других материалов внимание читателя привлечет очерк удомельского краеведа Дмитрия Подушкова "Где жила Чайка?" Речь идет о малоизвестных и незамеченных исследователями фактах известного пребывания Антона Чехова на удомельских озерах. Здесь же публикуются работы самых молодых тверских художников - участников изостудий "Зебра" (д/к "Химволокно") и "Акварелька" (областная картинная галерея).

В разделе "Началах веры" "Русская провинция" печатает богословскую работу ржевитянки Людмилы Доброхваловой-Киселевой "В кругу семьи о вечном". Автор преподает основы христианского мировоззрения в одной из школ города Ржева...

В "Поэтическом круге" собраны стихотворения авторов со всех краев Тверской области. Подлинным открытием для почитателей поэзии могут стать изобразительно яркие и насыщенные смыслом, сконцентрированным в метафорах, стихотворения Сергея Кузнецова из Калязина.

Литературоведение представлено статьей платоноведа Елены Антоновой "Епифанские шлюзы": жизнь и сюжет". Завершает первую книжку "Русской провинции" за 2000 год статья Владимира Кузьмина "Послеледниковый период" (Обозрение тверской литературы 1990-х годов), а также рецензии - критикессы Анны Кузнецовой из Ржева на последний поэтический сборник Г.Степанченко "Свет во тьме" и литературоведа Владимира Кузьмина - на сборник тверских поэтов "Стихограф".

Все имена "Русской провинции: в XXI век" совсем недавно появились на поверхности тверской русской литературы, а для многих публикация в номере - премьера. А мы и не заметили, как в суете и проблемах послеперестроечной России выросло новое поколение граждан нашего отечества и достигло того самого возраста - 33 - по уму, по опыту, по испытаниям. И теперь негромко и подчас незаметно отправляется в путь...
Кирилл Владимиров

Комментариев нет: