вторник, 28 декабря 1999 г.

Под бег стихов

Пономарев Л. Времена года. Кашин, 1997, 76 с., 300 экз., без
ISBN.

Пономарев Л. Река времени. Кашин, 1998, 88 с., 250 экз., без
ISBN.
Сборники стихотворений Леонида Пономарева (всего у него вышли четыре книги) изданы более чем скромно в Кашинской типографии. У одного из них нет ни титула, ни оглавления, впрочем, и многие другие полиграфические признаки книги отсутствуют.

Стихи и поэзия - далеко не одно и то же. "Сердце не поёт...", - предъявлял претензии русской поэзии "серебряного века" философ Иван Ильин. А если сердце стучит - все сильнее и сильнее на беговой дорожке... Так, с одной стороны, нелегко, можно сказать, трудно - с потом, на спортивной марафонской дистанции рождаются стихи Леонида Пономарева - учителя кашинской школы. Сразу же скажем - слабые строки, технически бессильные, часто с грубыми ошибками и неточностями - стилистическими, понятийными, грамматическими. О чем они?.. В буквальном смысле о горизонтах, открывающихся зрению бегуна, но как велики могут быть эти горизонты...

На Калининградском марафоне

В сутолоке старта увидал -

В небольшой и обозримой зоне

С нами парень молодой бежал.

Он бежал со всеми и пытался

Покорить, как все, длиннющий круг.

Но одним от всех от отличался,

Тем, что был он без обеих рук...

Впрочем, эта неудачно рифмованная проза очень чутко откликается на множество внешне непримечательных жизненных фактов и ситуаций.

Слишком много у Леонида Пономарева написано о природе и слишком однообразно. "Желтые цветочки - подарки теплых дней", "готовы распуститься почки", "птичий звон все громче и дружней", далее в таком же роде о ручейках, клинах журавлей, майском дожде и грозах, еловых лапках, под снегом искрящихся, серых осенних полях. И уж очень грешит автор повторами - верный признак графомании. Но все же... Что-то едва меняется в четвертой по счету книжке Пономарева - "Река времени", хотя набор аксессуаров среднерусской природы все тот же и автору никак не надоест - "Журавли", "Осенние приметы", "Грач", "Одинокая ель".

Березовая наша Русь,

Родные русские картины!

Гляжу - никак не нагляжусь

На те пригорки и равнины...

Нет, все-таки всякому самолюбованию должен быть предел! "Поэта далеко заводит речь", но как далеко заводит человека марафонская дистанция... Начинается неудержимый бег стихов, который когда-нибудь надо преодолеть. Быть может, на время заменить его ямбами и хореями той самой "серебряной" поэзии, которую так недолюбливал профессор Ильин.

© Владимир Кузьмин.

Комментариев нет: