пятница, 17 января 2003 г.

Блажен поэт, поющий оды

Десять кимрских пиитов
Вечерние огни: стихи и проза. Кимры: Издательство «ГУП Кимрская типография», 2002, 88 с., 200 экз., ISBN 5-901204-32-8
В Кимрах увидел свет второй коллективный сборник произведений авторов – участников литературной группы «Вдохновение». Имя дали книге тихое, «Вечерние огни», располагающее к мирному разговору по душам и о душе. «Вдохновение» – одно из самых старейших неформальных объединение литераторов Верхневолжья.

Конечно, в поэтическую тетрадь вошли работы сочинителей разной степени дарованья. Но, что самое интересное, они не грешат мелкотравчатыми «разборками», как это часто бывает ныне среди провинциальных стихотворцев, особенно, к сожалению, в Кимрах. Главный порыв к объединению этих разных по возрасту (едва ли не от 20 до 80) и жизненному опыту людей – созидание в творчестве. И, разумеется, уникальный взгляд на мир «сквозь призму строк». Среди авторов «Вечерних огней» нет ни одного графомана, страдающего страстью к бесполезному сочинительству. Напротив, я бы сказал, что подчеркнутое неравнодушие друг к другу и миру вне себя, а так же отсутствие даже малой доли самолюбования, говорят о возможности ярких изобразительных достижений.

И они есть. Стихи Нинели Бархатовой, врача по профессии, достаточно известны тверским любителям поэзии. Лирическая героиня Бархатовой взмывает над бренной землей в пространства отвлеченные, на «вершины Мирозданья», поверяя нетленными истинами скорбную правду современной российской жизни. Некоторые ее тексты напоминают своеобразные магические воззвания и одновременно гимны вечному: «И ненависть лелея или месть, // Мы нарушаем заповедь Господню...». Отсюда лексический вектор в сторону отвлеченных и возвышенных понятий. ...И красивое возвращение лирической героини в суету жизни, которую облагораживает горний полет мысли.

Так тихо Пронзительный свет

Последний, не жаркий, а нежный,

Своею рукою небрежной

Касается наших сует...

Малое пространство периферии – оно либо бросает сочинителя наземь, в мелочь товарищеских посиделок, либо ведет непосредственно к гиперболизации, преувеличению. Это особенно чувствуется в текстах Василия Матвеева (кстати, не имеющего даже и полного начального образования).

Титан поэзии России...

Могучий творчества размах...

Его нельзя любить в полсилы

За чудный мир в его стихах.

Кстати, заголовок к нашей статье мы тоже позаимствовали у этого автора: «Блажен поэт, поющий оды // Земли родимой красоте. // К любви зовущий все народы // И каждой кланяясь версте...» ...Вот такой державинский размах. И одновременно просто-таки эпический текст – изумительное стихотворение «Самовар», в истории использования которого вся история страны: «Был самовар столу начальник, // Стоял на видном месте встарь... // Теперь для нас чумазый чайник // На кухне царь и секретарь».

Интересно развивается мысль иных поэтов из глубинки. Известно, что грустна и неопрятна бывает обыденная провинциальная жизнь. Поэтому уже не через любовь к малому, к знакомому проулку у своего дома, а через любовь к великому наследию империи, они обретают уверенность в себе. Таковы стихи коренной кимрячки Валентины Палионис. «Встреча с прекрасным» – это рассказ о поиске своей Джокондой от лица юноши, который сначала увидел замечательный образ на флаконе духов, а потом встретил Джоконду в жизни... Почти на крымском пляже, но она, как и многие другие, оказалась фальшивкой.

Почти юный, по сравнению с остальными авторами «Вечерних огней», Владимир Коркунов демонстрирует изрядную долю жизненного оптимизма: «Я свой последний стих не напишу, // Пока могу к чему-нибудь стремиться...». В остальном, с точки зрения изобразительного изящества, юноша все же пока питает читателей исключительно надеждой.

Война, Великая Отечественная, или вообще война (не мир) – эта та тема во многом задает одну из главных интонаций сборника. Ее в той или иной степени касаются Петр Головастов, Валентина Палионис, Анна Рыжова, Алексей Юрков (очень интересный состоявшийся поэт, творчество которого достойно отдельного разговора). Тревога, напряжение часто пробивается сквозь размеренный тон поэтических бесед при вечерних огнях.

Душа в смятении из-за невозможности изменить мир, даже тот, что лежит рядом с тобой: «Живем, а счастья не находим, // Мы жизни случаев рабы...» (Анна Рыжова). Сердце гложет осознание одиночества: «...Журавли тянут к югу, // Покидая меня, // Удалого пьянчугу» (покойный Владимир Чирухин). Мысль останавливается на понимании того, что «...быстро годы пролетают, как на лице снежинки тают» (Николай Щаденко).

Мои стихи – не плод фантазий.

Не смесь придумок и каприз;

Они – сбор жизненных оказий,

Все то, что видим без кулис, – признается Анна Рыжова и... все-таки немного лукавит. Да, конечно, по стихам участников «Вдохновения» при желании можно изучать местную кимрскую географию. Сергей Лизин даже Кимрскому выставочному залу стихотворение посвятил. Не один примечательный уголок родного города и окрест лежащих деревень не ускользнул от их внимания...

Я рискнул бы продолжить образ Анны Рыжовый и сказать, что вся кимрская жизнь и есть закулисье. А где же сцена? – спросите вы. Ах, сцена... А на сцене – десять кимрских поэтов, которым можно щедро рукоплескать в год большой поэтической премьеры. А они, к сожалению, бывают не часто. Но все же бывают благодаря Кимрской районной администрации и ООО «Порт Кимры», которые и помогли зажечь над старинным волжским городом эти «Вечерние огни».

© Кузьмин В. Блажен поэт, поющий оды [Вечерние огни: стихи и проза. Кимры, 2002] // Тверская Жизнь. 2003, 17 янв.

Комментариев нет: